Ревякина Л.В. Нейрографика в работе с ролевой самооценкой // Вестник Московской международной академии.- No 1 – 2021. - C. 136-145.
Нейрографика в работе с ролевой самооценкой
Л.В. Ревякина

Институт психологии творчества Павла Пискарева

г. Санкт-Петербург
Аннотация

В статье автор раскрывает понятие роли и ролевого репертуара личности. Рассматривает классификацию ролей в рамках концепции «Мультиролевой личности». Раскрывает содержание и взаимосвязь понятий Я-концепция, роль, Я-образ и самооценка. На основе данных, полученных в исследовании динамики самовосприятия при использовании метода «Нейрографика», показывает, что самооценка имеет множественные проявления в зависимости от актуализированной роли.

Ключевые слова: ролевая самооценка, ролевой репертуар, нейрографика, Я-концепция, Я-образ.



Abstract

The work contains the concept of the role and role repertoire of a person. Examines the classification of roles within the framework of the concept of "Multi-role personality". Reveals the content and interconnection of the concepts self-concept, role, self-image and self-esteem. Based on the data obtained in the study of the dynamics of self-perception when using the "Neurographics" method, it shows that self-esteem has multiple manifestations, depending on the actualized role.

Keywords: role-based self-esteem, role repertoire, neurographics, self-concept, self-image.



Изучение самооценки современного человека и создание моделей и инструментов, которые бы помогали помогающим практикам находить новые перспективные методики имеет большую практическую ценность.

Разнообразные сложности и ограничения, которые испытывает индивидуум в актуальный культурно-исторический период создают почву для появления тех или иных форм негативных состояний личности, которые, с одной стороны, отражаются на общем качестве ее жизни, и на качестве самооценки, а с другой стороны, - являются следствием уже сформированной самооценки, которая влечёт за собой тот или иной способ коммуникации с миром и реакциями на внешние обстоятельства.

Процесс самооценивания - сложный динамический феномен, который отражает отношение личности к своим качествам и параметрам, актуальным для неё в данной жизненный фазе в целом и в конкретной временной промежуток в частности. Критерии оценивания меняются в зависимости от возраста, пола, жизненного цикла, окружения и конкретной ситуации, в которой оказался индивид. При этом одномоментно действуют множество самых разнообразных критериев оценивания, как осознанных, так и бессознательных, которые в итоге дают человеку либо позитивное, ресурсное отношение к себе, либо негативное, нересурсное отношение. В этой связи в литературе мы встречаем данные [Гарбер, Баранская 2018: 104], что согласно принятой в литературе классификации самооценок именно негативное самооценивание или «низкая» самооценка приводит к различным формам зависимого поведения.

В научной литературе наиболее часто встречается подход к самооценке, согласно которому личность или субъект имеет самооценку, отражающую комплексное самоотношение, построенное на качестве и состоянии самоуважения субъекта. Автором статьи накоплен практический материал, который позволил выдвинуть гипотезу о том, что в настоящее время более целесообразно говорить о наличии множества самооценок у отдельно взятого субъекта. И это множество будет определяться теми ролями, которые реализует в своей жизнедеятельности человек.

Самооценка не является раз и навсегда определенной данностью. Она меняется в течении жизни и задача современных исследователей понять механизмы ее трансформации и инструменты, позволяющие людям получать более высокое психологическое качество жизни и понимать какие качества самооценки лежат в его основе.

Согласно концепции «Мультиролевой личности», разрабатываемой доктором психологических наук П.М. Пискаревым [Пискарев 2020], каждая личность в процессе социализации наращивает свой ролевой репертуар. Роль - в данном случае рассматривается как функциональная единица, например, роль отца или роль директора. Кроме этого, ряд авторов выделяют такое понятие как психологическая роль, например, роль жертвы или спасителя. В ряде работ авторы выделяют сложность ролевого репертуара даже в рамках одной роли. Например, функциональная роль учителя по В.Л. Леви [Леви: 1968] может содержать в себе более 30 психологических ролей: наставник, друг, агрессор и так далее.

Такое разнообразие описательных подходов к ролевому репертуару личности свидетельствует об отсутствии единой классификации ролей личности, которую можно было бы использовать для диагностики, - в каком именно контексте самооценка проявлена ресурсно или нересурсно, и для дальнейшего осознанного формирования самооотношения.

В своих работах мы стремимся уйти от традиционного распределения самооценки на низкую и высокую. На наш взгляд, наиболее перспективным является рассмотрение самооценки с точки зрения ее ресурсности для личности или нересурсности. В практическом плане для помогающих практиков становится целесообразнее помочь найти ответ на вопрос, что добавляет ресурсов той роли, в которой сейчас находится человек. Такой подход позволяет выйти на новый уровень осмысления себя.

В исследовании, которое проводится нами в рамках докторской диссертации автора мы наблюдаем, что даже идея о том, что человек может иметь несколько самооценок в зависимости от актуализированной роли, дает клиентам понимание того, как устроен их внутренний мир и почему в одних ситуациях они сильные и уверенные, а в других - чувствуют слабость и неуверенность. При этом, рассмотрение качества и состояния самооценки через призму разных ролей становится эффективным способом целенаправленного развития и улучшения самовосприятия, а следовательно качества жизни.

В связи с вышесказанным становится актуальным вопрос о том, каким же

образом выделять и классифицировать роли? На наш взгляд, все многообразие ролевых идентификаций можно разделить на 3 класса: гендерные роли, семейные роли и социальные.

В процессе онтогенеза и социализации человека эти роли последовательно разворачиваются и в итоге формируют индивидуальный ролевой репертуар. Каждая роль носит в себе набор образов или представлений о предписанном поведении, функциональном и эмоциально-поведенческом компоненте, а также том, как сам человек чувствует и воспринимает себя в этой роли. Ряд авторов называют эти компоненты подролями. Но на наш взгляд это усложняет модель общей Я-концепции человека. Апологеты Я-концепции, такие как Бернс, связывают Я-образ человека и его самооценку [Бернс 1986]. Мы тоже придерживаемся мнения, что самооценка, а точнее ее аффективный компонент строится на самовосприятии именно Я-образа. Каждая роль содержит в себе набор Я-образов. Роль отвечает на вопрос «кто я», а Я-образ отражает качества: «какой я в этой роли». Эти образы могут быть от разных периодов жизни и сформированы впечатлениями, опытом, а также мнениями других людей. Поэтому ответ на вопрос «какой я в этой роли» может быть разным в зависимости от внешней ситуации и внутреннего состояния индивидуума.

С момента рождения человек занимает свое место в гендерной системе, согласно своему полу, своё место в семейной системе согласно порядку рождения, и свое место в социальной системе в соответствии с положением и состоянием семьи, в которой он родился. Роль дочери или роль сына, роль первенца или последыша, роль наследника или отказника. Вот небольшой набор примеров ролей, которые мы получаем уже при рождении. И их смысл и содержание впоследствии определяет качество самооценки взрослого человека. Однако в процессе роста и развития качество самооценок может меняться, как естественным образом, - под влиянием социальной системы, индивидуальных психофизилогических характеристик и личного опыта проживания, так и в результате целенаправленной работы с процессом самооценивания.

Классификация ролей в гендерной системе представляется нам очень актуальной в связи с процессами, которые происходят в обществе. Одной из главных его особенностей является слом советской гендерной системы и отказ от имевших место позитивных достижений того периода [Терелецкова 2008: 150], что привело к существенному снижению экономического, социального и политического статуса женщин, к ухудшению их положения по сравнению с мужчинами. Это относится как к сфере рыночной занятости, доходам, так и к политичеcкому участию, распределению публичной власти. На наш взгляд, подобное положение вещей уже создаёт определеннее тенденции для качества самооценки как женщин, так и мужчин.

Гендерные черты – понятие, обозначающее совокупность динамических психологических черт мужчин и женщин (маскулинные, феминные или андрогинные), как социально-биологическую основу, проявляющихся во взаимодействии с людьми в различных ситуациях. По степени выраженности гендерных черт мужчины чаще проявляют маскулинные черты, а женщины – феминные качества. Маскулинные черты исследователи [Алешина, Гозман, Дубовская 1987: 120] связывают с проявлением напористости, независимостью, склонности к риску и защите, уверенности в себе, с инициативностью в отношениях, агрессивностью, решительностью, стремлением к лидерству, рациональностью в мыслях и действиях, эгоцентризмом и эгоизмом. Типичные феминные черты проявляются в мягкости, милосердии, заботе, ответственности, терпимости, альтруизме, эмоциональности, диалогичности, стремлением к поиску согласия, уступчивости, чувствительности, застенчивости, нежности, доверчивости, в умении сочувствовать, сострадать.

Андрогинные черты проявляются в устойчивости при социальных контактах, в отсутствии резко выраженных доминантно-агрессивных тенденций при общении, в сохранении высокого самоуважения, уверенности в себе и самопринятия. В межличностных отношениях, эмоциональных по природе, предпочтительны, по мнению Choi N. [Choi 2004: 156.], андрогинные или феминные черты, а в деловых отношениях или при взаимодействии в игровой, учебной или спортивной деятельности лучше проявляются андрогинные и маскулинные качества. Согласно данным исследований, проведённых среди семейных пар и маскулинные женщины составляют 13%, а феминные мужчины - 22%. Андрогинные мужчины и женщины составляют 35% и 32% соответственно [Леонов, Хасанова 2017: 170]. Показательно, что большинство испытуемых, независимо от своего «психологического пола» предпочитали видеть в своём партнере андрогинные качества: коммуникабельность, честность, трудолюбие. Таким образом, у взрослого человека могут наблюдаться различные типы проявленности маскулинных, феминных и андрогинных черт, которые могут быть как желательными, так и нежелательными в окружении, и могут существенным образом влиять на качество самопринятия и самооценку.

Гендерная система не ограничивается определением цисгендрености, то есть соответствия своего биологического пола социальному, или трансгендерности, соответственно расхождению биологического и социального полов, но содержит в себе и психологический компонент пола, определяющий как внутреннее состояние, так и внешнюю поведенческую проявленность.

Таким образом, говоря о гендерных критериях классификации ролей, мы понимаем, что сама роль мужчины и женщины соотносится с Я-образами, которые стоят за индивидуальным пониманием того, каким я себя представляю в роли мужчины или какой я себя представляю в роли женщины, либо я ощущаю себя вне этих поло-ролевых стереотипов. И именно в этой системе зарождается первичный способ самооценивания субъекта, который в дальнейшем экстраполируется, по нашему предположению, и на самооценивание в остальных ролях.

Следующей системой, в рамках которой, мы рассматриваем ролевой репертуар личности - это семейная система. Разнообразие ролей здесь гораздо выше, чем в гендерной системе. При этом часть ролей могут присутствовать фактически, но не быть актуализированы и наоборот, быть актуализированы, но

не присутствовать фактически. Например, после смерти родителей, такие роль как дочь или сын перестают быть функциональными и присутствующими фактически, но могут приобрести новое звучание в психологическом контексте. И даже влиять на качество самоощущения и самооценки. Другими словами, человек может продолжать отыгрывать свою роль дочери или сына во внутреннем контексте, взаимодействуя со своими же предоставлениями о себе, то есть со своими Я-образами, описывающими какая я - дочь или какой я - сын.

Наконец, третьей системой, в рамках которой мы рассматриваем ролевой репертуар личности является социальная система в широком смысле, то есть система, которая лежит вне гендерной и семейной. Сюда относятся краткосрочные и долгосрочные социальные роли, начиная от роли гражданина до роли покупателя. Этот ролевой репертуар гораздо шире, возможно поэтому осознание всех своих ролей в социальной системе менее очевидно. Однако, Я-образы, которые наполняют эти роли вполне ощутимы и могут сильнееь других влиять на актуальное состояние человека. Сюда относятся роли, относящиеся к профессиональной реализации, отношениями в референтных группах, социальному статусу и стилю потребления.

Все обозначенные ролевые системы, на наш взгляд формируют не только ролевой набор или репертуар, но и Я-концепцию человека в целом. Роли диктуют нам формат и тон общения, допустимые и недопустимые коммуникативные паттерны, определяют направленность и содержание коммуникации и в конечном счете каждая из этих ролей подвергается осознанной или бессознательной процедуре самооценивания, по результатам которой формируются локальные ролевые самооценки.

Насколько ресурсно, то есть комфортно и эффективно, чувствует себя индивид в той или иной роли определяется содержанием Я-образов этой роли. Например, в профессиональной роли психолога есть Я-образ, отвечающий непосредственно за качество сессий и этот Я-образ может быть ресурсным и питать роль психолога. В этой же роли психолога может быть Я-образ, связанный с востребованностью, и этот Я-образ может быть нересурсным из-за недостаточности (по результатам самооценивания) обращений. Таким образом, в одной роли психолога может содержаться несколько Я-образов с разным качеством самооценок. Такому же разбору может подвергнуться любая роль из любой предложенных нами систем. Более глубокий и пристальный научный взгляд к вопросу Я-образов и ролевых самооценок мы сделали в своём исследовании, посвящённому работе с Я-образом через такой инструмент как «Нейрографика лица».

«Нейрографика лица» - это авторская модификация кандидата психологических наук Л.В. Ревякиной метода «Нейрографика», разработанного доктором психологических наук, профессором П.М. Пискаревым в 2014 году.

Суть метода в том, что через рисование специальных линий (нейролиний) и геометрических фигур мы получаем доступ к слоям психики, которые находятся глубже оперативного сознания, то есть можем соприкасаться с неосознаваемыми и вытесненными переживаниями.

Лицо имеет особое значение для человека, поскольку является в современном обществе, переходящим все более на он-лайн платформы, одним из ведущих каналов коммуникации. Мы не наблюдаем тело столько времени, сколько наблюдаем лица. По лицам можем распознавать состояния и эмоции других людей.

Прикосновение к собственному лицу достаточно регламентировано в обществе. Обычно люди трогают лицо предсказуемо - умывание, массаж, макияж. Нейрографическое прикосновение к лицу с помощью специальных инструментов создаёт новое качество прикосновения, которое как показало наше исследование, дает выраженную эмоциональную реакцию, вскрывая и поднимая недоступную ранее информацию о себе и своём самовосприятии. Работая таким образом с собственным лицом наши испытуемые получали доступ к своим осознанным и неосознаваемым Я-образам, наполняющим актуализированные жизненные роли.

Оказалось, что в работе с собственным лицом актуализируются подавленные и травматичные Я-образы. Эти вытесняемые из сознания Я-образы влияют на процессы самооценивания и на качество ролевых самооценок.

В результате проведённого исследования мы пришли к выводу, что лицо - это носитель совокупности Я-образов, проявление наших осознанных и бессознательных представлений о себе в интегрированном виде. Эти Я-образы актуализируется в привычных или непривычных для нас ролях и формируют наше ролевое поведение в целом и качество жизни в частности.

Самооценка происходит не в отношении себя как такого, а в отношении того Я-образа, который актуализирован в настоящее время. В дальнейших теоретических разработках и понимании полученных результатов нам помогла теория парадигмального анализа, активно развивающаяся сейчас под руководством профессора П.М.Пискарева в Институте психологии творчества [Пискарев 2020].

Согласно этой теории, любой феномен проходит 4 стадии развития, которые в широком смысле можно описать как зарождение, становление, вызревание и реализацию.

С опорой на более ранние работы профессора Б.Г. Ананьева мы полагаем,

что самооценка имеет подобные стадии развития, которые можно обозначить как: предсамооценка, собственно самооценка, рефлексивная самооценка [Ананьев 2016] и актуализированная самооценка. Последняя, на наш взгляд, - это та самооценка, которая не зависит от внешнего воздействия, а идет изнутри и основана на выборе человека как оценивать себя в контексте данной роли. Мы предполагаем, что актуализированная самооценка возникает в результате высвобождения психической энергии, которое часто происходит именно благодаря тем процессам, которые сейчас принято называть «личностным ростом». Нам видится, что высвобождение психической энергии возможно при прекращении внутренней борьбы с вытесненными Я-образами. Управляя своей самооценкой, то есть осознано выбирая как именно индивид может и хочет оценивать себя, он становится способным осознанно управлять своим поведением и соотвественно своими результатами.

Таким образом, личность и ее самооценка не существует сама по себе, а находится в постоянном и неразрывном взаимодействии с окружающим миром,

и именно качество и количество этого взаимодействия определяет ролевой репертуар личности. Самооценка - социальный феномен, который определяет качество жизни личности в обществе. «Высокая» и «низкая» самооценки как критерий «качества личности» должны остаться в прошлом. На первый план мы предлагаем выводить баланс самооценок личности, осознание своих ролей и их содержательного контекста. Такой подход позволяет управлять своими эмоциями и состояниями, действовать из ресурсного самовосприятия, из ресурсного самооценивания. Самооценка - не статичный элемент личности, а управляемый процесс, динамической феномен и нейрографика имеет перспективу стать удобным и эффективным инструментом для осознания и развития самооценки личности.



Литература

1.Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений. М.: МГУ. 1987. С.120.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Питер, 2016. С.288

3.Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Self-concept development and education: пер. с англ.) / – Москва: Прогресс, 1986. – 420 с.

4. Гарбер А.Н., Баранская Л.Т. Особенности самооценки у добровольных реабилитантов, зависимых от употребления психоактивных веществ // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология».- 2018. - Т. 11. - №2. С. 104-111.

5. Леви В.Л. Искусство быть другим. - Книжный клуб. - 2015. С.384.

6. Леонов Н.И., Хасанова С.А. Эмпирическая классификация социально-психологического взаимодействия супругов в зависимости от гендерных характеристик личности // Вестник удмуртского университета. - 2017. - Т. 27. - Вып. 2. С. 169-172.

7. Пискарев П.М. Метамодерн: счастье в квадрате. М.:Эксмо, 2020. - 304 с.

8. Пискарев П.М. Нейрографика: алгоритм снятия ограничений. М.:Эксмо, 2020. - 224 с.

9. Терелецкова Е.В. Основные тенденции изменения гендерных отношений в условиях трансформации российского общества // Вестник Башкирского университета. - 2008. - Т. 13. С.149-151.

10. Choi N. (2004). Sex role group differences in specific, academic, and general self-efficacy // Journal of Psychology. - 138. P. 149-159.