Ревякина Л.В. Топос эмоционального равновесия // Вестник интегративной психологии. Выпуск 21, 2020. — С.285-288
Топос эмоционального равновесия
Актуальность вопроса эмоционального равновесия в психической жизни людей с каждым годом становится острее. Нарастающее напряжение в обществе, связанное с мировыми катаклизмами, высокий темп жизни и неразрешенные внутренние конфликты приводят современного человека в состояние высокого эмоционального напряжения и неуравновешенности. По неофициальной статистике практических психологов около трети клиентов, обращающихся за психологической помощью принимают или принимали успокаивающие препараты и антидепрессанты. Неудовлетворительное эмоциональное состояние является наиболее частым поводом обращения к специалистам помогающих практик. Разнообразные запросы клиентов практикующих коучей, психологов и психотерапевтов так или иначе решают задачу улучшения эмоционального состояния и субъективного восприятия своего жизненного пространства, как внешнего, так и внутреннего.

Эмоциональное состояние в разрезе психологической помощи становится площадкой, на которой происходят трансформационные процессы, ведущие впоследствии к реальным переменам, необходимым для улучшения психологического качества жизни.

В данной статье мы рассмотрим эмоциональное равновесие в неразрывной связи с психологическим качеством жизни и постараемся обозначить один из возможных концептуальных путей к пониманию топоса эмоционального состояния.

В повседневной бытовой жизни эмоциональное равновесие обычно используется как синоним хорошего самочувствия и здоровья. Мы часто обозначаем его как внутреннюю точку гармонии, в которой нам свойственны уверенность в себе, внутренняя собранность, ресурсное отношение к событиям во внешнем поле.

Для того, чтобы точнее представить наше видение вопроса давайте обратимся к понятию психологического качества жизни. В литературе рассматриваются синонимичные понятия субъективного качества жизни и психологического благополучия [Подузов А.А., Языкова В.С. О теории и измерении качества человеческой жизни // Проблемы прогнозирования. - № 4. - С. 84-98]. В экзистенциальной терминологии подобные понятия обозначаются специфическим термином «экзистенциальная исполненность» [2]. Несмотря на наличие терминологических различий мы смеем предположить, что речь идёт о более менее общем явлении, которое предполагает, что сам человек определяет отношение к собственной жизни и ее психологическое качество становится результатом его собственных психических усилий [Подузов А.А., Языкова В.С. О теории и измерении качества человеческой жизни // Проблемы прогнозирования. - № 4. - С. 84-98].

Психическая жизнь человека происходит на фоне окружающей его действительности: физической, биологической и социальной среды. Эта действительность постоянно оценивается качественно и количественно, при этом критерии этой оценки субъективны. Сама оценка человека субъективна: на фоне идентичных объективных параметров окружающей среды мы можем давать совершенно разные поведенческие и эмоциональные реакции, которые зависят от внутреннего психического содержания и эмоционального состояния на данный момент.

Согласно работам Пола Экмана [Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. - СПб: Питер, 2015. - 334 с.] мы можем рассматривать эмоции как ключевой элемент психологического качества жизни. Одна и та же действительность обладает разными субъектными характеристиками для каждого индивида и воспринимается нами через призму наших эмоциональных впечатлений. Последователи этого подхода считают, что субъектное качество жизни - это целостное субъективное переживание человеком собственного бытия и его субъективная интегральная оценка своей личности [Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, С. 89-133]. В конечном итоге, это то, насколько комфортно человек чувствует себя в своём жизненном мире.

В литературе [Schwartz S.H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. - 1994. - 50. - 19–45] встречается подход к исследованию субъективного качества жизни и психического благополучия, основанный на рассудочных суждениях. В этом случае мы обращаемся к тому, насколько человек считает себя и свою жизнь благополучной и успешной, насколько он считает реализованным свой потенциал. Однако, данный подход может давать иную картину, нежели подход, основанный на учёте эмоциональной оценки. Психологическая практика часто показывает нерелеватность между рассудочной и эмоциональной оценкой себя и своей действительности у индивидов. В частности рациональные оценки уровня счастья могут отличаться от эмоционально-чувственных.

И, наконец, существуют подходы, в которых утверждается, что мышление и чувственная сфера неразрывно связаны [Чомпи Л. Чувства, аффекты, аффектологика. Их место в нашем понимании мира и человека // Экзистенциальный анализ. Бюлл. - 2013. - № 4. - С. 217-238]. Порождаемые текущей ситуацией сочетания эмоций, умозаключений и поведения образуют в памяти функциональные единства, блоки или программы, которые, согласно данному подходу, являются основой субъективного качества жизни. Таким образом, эмоции, мышление и поведение рассматриваются как взаимозависимые элементы данного функционального единства.

Мы придерживаемся подхода, который поддерживает идею взаимозависимости 3 элементов психической жизни - чувственной, ментальной и поведенческой. И рассматриваем психологическое качество жизни как переживание и осознание степени собственного благополучия или неблагополучия на основе оценки и интерпретации событий во внешнем поле субъекта. При этом ключевым элементом этой оценки мы считаем восприятие и оценку собственной личности.

Нам видится, что оценочная интерпретация возникает на основе ментальных умозаключений, которые, в свою очередь, вызывают эмоциональное реагирование того или иного качества и определяют состояние ситуативного ощущения благополучия-неблагополучия. При накоплении определённой массы оценок, интерпретаций, реакций того или иного характера формируется фоновое, то есть устойчивое и принципиальное ментально-эмоционально-поведенческое реагирование на жизнь в целом и на себя в этой жизни в частности.

Мы считаем, что степень влияния одного элемента на другой в формате описанного выше единства достаточно высока, благодаря чему появляется возможность воздействовать на субъективное благополучие человека не только посредством создания внешне благоприятных условий, но и через развитие различных точек зрения (ментальный компонент) и эмоционального интеллекта (чувственный компонент).

В работах нашей научной парадигмы, в частности в интегративной методологии профессора В.В.Козлова основополагающим принципом является целостность, которая подразумевает понимание психики как сложной, открытой, многоуровневой, самоорганизующейся системы, способной поддерживать себя в состоянии динамического равновесия и производить новые структуры и формы организации [ Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://zi-kozlov.ru/conferences/intpsy].

В рамках настоящей статьи мы подробнее рассмотрим эмоциональный компонент личностной целостности. Наше особое внимание именно к этому элементу определяется, прежде всего, практической ценностью для психологов, коучей и психотерапевтов, поскольку гармонизация эмоционального состояния Клиента обеспечивает успех всей работы. Эффективное управление эмоциональным состоянием, помощь в умении создавать и пребывать в эмоциональном равновесии имеет очень большую актуальность, в том числе потому что помогающие практики часто имеют дело именно с жалобами клиента на неприятные переживания. При этом каковы бы ни были причины состояний и переживаний, с которыми хочет справиться субъект, они негативно отражаются на его психологическом качестве жизни.

Анализ жалоб показывает, что людям, обращающимся за помощью бывает сложно прийти в эмоциональное равновесие, хотя потенциально эмоциональный фон способен самовосстанавливаться. Интегративная методология исходит из постулата, что человек способен к саморегуляции. В том случае, когда восстановление не происходит естественным образом, формируется некий замкнутый цикл, в котором участвуют не только одни эмоции, но и мышление, и, соответственно, поведение. Умозаключения становятся, образно выражаясь, топливом для подпитки негативного переживания. Сами эмоции вызывают деструктивные размышления и приводят к поведению, которое может, в свою очередь, создавать повод для новых негативных переживаний, эмоциональной неудовлетворенности и неуравновешенности.

Этот замкнутый цикл может воспроизводить себя снова и снова, пока индивид не найдёт выход. Выход возможен на любом из уровней. Новая мысль, новая форма поведения, новая эмоция - все они могут разорвать этот цикл и обеспечить субъекту энергию для самовосстановления.

В условиях психологического консультирования, построенном в формате разговора, доступным и приемлемым способом является прояснение и проявление новой для субьекта идеи. Многие терапевтические и коучинговые школы используют различные приемы для этих целей. И часто ключом к тому, чтобы трансформация негативного замкнутого цикла запустилась становится положительное эмоциональное отреагирование клиента в ответ на проявленную и воспринятую идею. Особое внимание здесь стоит уделить тому, что эффективность новой идеи зависит от того, насколько она резонирует с внутренним полем субьекта и не входит в противоречие с его ценностными установками.

Смысл такой работы, совместно выполняемой клиентом и психологом или коучем, состоит в интеграции ранее разрозненных идей о себе самом, о других и об окружающем мире. Такая интеграция призвана уравновесить эмоциональный фон индивида за счёт развития своих представлений и формированию новых умозаключений. И здесь мы наиболее близко подходим к пониманию места, в котором может формироваться эмоциональное равновесие.

Топосом эмоционального равновесия индивида мы считаем его интегрированную целостное представление о себе или, другими словами, Я-концепцию. Эмоциональное равновесие в данном контексте приобретает новые оттенки смыслов. Это не просто спокойное состояние или реагирование, и тем более не отсутствие эмоций как таковых. Это постоянный беспрерывный процесс расширения горизонтов индивида, продвижения его границ во вне и вглубь. Постоянная интеграция разрозненных частей Я-концепции позволяет создавать новое, более благополучное восприятие себя.

В парадигме нашего научного подхода под интеграцией подразумевается осознание конфликтных напряжений между фрагментами и уровнями психики и открытое принятие того, что раньше отвергалось. Способность к интеграции опыта является основным критерием психического здоровья [Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://zi-kozlov.ru/conferences/intpsy]. Поэтому важным элементом практической работы профессионального психолога и коуча становится умение выделить те фрагменты Я-концепции, которые отвергаются и помочь коучи интегрировать их, проявив силу их ресурсов.

В практическом смысле интеграция разрозненных и отвергнутых элементов Я-концепции достигается последовательной реализацией ряда алгоритмических шагов.

На первом этапе формулируется тема, в которой субъект переживает эмоциональное напряжение и дисбаланс. Актуализируется проблематика темы и эта часть коуч-сессии позволяет выгрузить клиенту тот психический материал, который лежит на поверхности.

На следующем этапе важно выделить то оценочное суждение о себе, которое сформировалось у индивида в данной теме. Оценочное суждение, как правило будет отражать конфликтное напряжение в прорабатываемой теме и начинаться с местоимения «Я».

На третьем этапе мы переходим к проявлению эмоционально-чувственного компонента и проводим анализ того, каким себя чувствует человек в контексте данной ситуации. Здесь важно сделать акцент именно на том, что мы анализируем не то, как он себя чувствует, а именно каким. И это также отличается о того, каким он себя считает. Выше мы писали о том, что может существовать разница в рациональной и эмоциональной оценке одно и того же события: субьект может считать себя правым, когда говорит «нет», но чувствовать себя виноватым. Мы подчеркиваем, что на данном этапе мы проявляем именно чувствование себя, самоощущение. И это та часть Я-концепции, которая легко актуализируется в контексте исследуемой темы.

На четвёртом этапе возникает необходимость проявить те части самовосприятия, которые отвергаются. Проявить эти части помогает вопрос о том, что является по мнению индивида полной противоположностью того или иного проявленного элемента самовосприятия.

В результате мы получаем 2 перечня: список осознанного самовосприятия и список скрытого от актуального осознания, но существующего в психическом поле самовосприятия.

Такой полуосознаваемый бинарный характер оценки человеком собственного опыта приводит к усилению интрапсихического напряжения [Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://zi-kozlov.ru/conferences/intpsy], поэтому на следующем пятом шаге начинается работа по адаптации-интеграции проявленных полярных элементов самовосприятия.

На шестом шаге мы возвращаемся к оценочному суждению о себе, которое было сформулировано в начале процесса и проводим анализ изменений в нем. Как правило, в результате качественно проведенного процесса мы получаем совершенно иное, более ресурсное оценочное суждение о себе. И это новая версия самовосприятия и является той новой идеей, которая может сломать цикл негативных переживаний и запустить механизм самовосстановления.

В данной статье мы попытались показать, что Я-концепция человека и есть то место, тот топос, где зарождается целостность и интегрированность, которые и определяют внутренний баланс и эмоциональное равновесие.

Эмоциональное равновесие, в основе которого лежит интегрированность, целостность, на наш взгляд, является динамическим развивающимся процессом, задействующим различные уровни сознания личности и обеспечивающим возникновение новых аспектов самовосприятия и ведущим в итоге к личностному росту и самоактуализации.



Литература:

Козлов В.В. Интегративный подход в современной психотерапии и психологии - [Электронный источник]. - Режим доступа: http://zi-kozlov.ru/conferences/intpsy

Лэнгле А., Уколова Е.М., Шумский В.Б. Современный экзистенциальный анализ. История, теория, практика, исследования. - М.: Логос, 2014. - С. 126-159.

Подузов А.А., Языкова В.С. О теории и измерении качества человеческой жизни // Проблемы прогнозирования. - № 4. - С. 84-98.

Чомпи Л. Чувства, аффекты, аффектологика. Их место в нашем понимании мира и человека // Экзистенциальный анализ. Бюлл. - 2013. - № 4. - С. 217-238.

Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. - СПб: Питер, 2015. - 334 с.

Эммонс Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности. М.: Смысл, С. 89-133.

Schwartz S.H. Are there universal aspects in the content and structure of values? // Journal of Social Issues. - 1994. - 50. - 19–45.