Ревякина Л.В. Я-КОНЦЕПЦИЯ И Я-ОБРАЗ: ДЕМАРКАЦИЯ ФЕНОМЕНОВ И ПОНЯТИЙ (В КОНТЕКСТЕ ПОМОГАЮЩЕЙ ПРАКТИКИ) // Современная психология и педагогика: проблемы и решения: сб. ст. по матер. XLII междунар. науч.-практ. конф. № 1(40). – Новосибирск: СибАК, 2021. – С. 83-88.
Я-концепция и я-образ: Демаркация феноменов и понятий (в контексте помогающей практики)
Ревякина Любовь Владиславна
кандидат психологических наук
инструктор нейрографики, эстетический коуч
соискатель ученой степени
доктора психологических наук
Институт психологии творчества
Частная практика
РФ, г. Ростов-на-Дону
lvrevyakina@gmail.com
АННОТАЦИЯ

Статья содержит результаты, полученные в практическом исследовании на тему взаимосвязи и различия феноменов Я-концепция и Я-образ. Автор предлагает обоснованный подход к интерпретации этих понятий и подчеркивает важность понимания структуры этих элементов для практического использования в психологическом консультировании.



ABSTRACT

The article contains the results obtained in a practical study on the relationship and differences between the phenomena self-concept and self-image. The author offers a sound approach to the interpretation of these concepts and emphasizes the importance of understanding the structure of these elements for practical use in psychological counseling.

Ключевые слова: Я-концепция, Я-образ, самооценка, самовосприятие.
Keywords: self-concept, self-image, self-esteem, self-perception.



Актуальность разграничения таких понятий как Я-концепция и Я-образ определена многообразием в современной научной литературе представлений, концепций, описывающих эти внутрипсихические конструкты и выделяющих их схожесть и различия. А также практической необходимостью в психологическом консультировании самоопределения и глубокого понимания своего внутреннего мира у клиентов психологов и коучей. Практическая психологическая деятельность показывает сложность, многосоставность Я-концепции и невозможность работать с ней как таковой, без подразделения ее на элементы. Сущность этих элементов, их характеристики и структура - предмет рассмотрения в настоящей статье.

В современной научной литературе существует 2 основных подхода к определению Я-концепции и Я-образа: с одной стороны, есть синонимичное использование этих понятий (К.Роджерс и его последователи), с другой стороны, часть авторов (Р.Бернс и его последователи) разделяют и разводят эти понятия.

В попытках разобраться, что же такое Я-концепция и Я-образ, появляется синтезированное представление об этих феноменах: «Я-концепция и образ Я различаются по степени структурной организованности и динамичности во времени. Я-концепция отражает сознание, самосознание и бессознательное на высоком уровне, как относительно устойчивую систему, а образ Я выступает динамичным целостным представлением о субъекте, но не полноценным» [2, стр.26]. В попытках разных авторов понять и систематизировать научные представления мы обнаруживаем, что необходимо более четко определить место не менее важного компонента психической жизни индивида - самооценку.

Роль самооценки нельзя недооценивать. Это понятие, в отличие от рассматриваемых нами феноменов, понятно любому цивилизованному человеку и часто как раз она и становится насущными вопросом психологического консультирования. Но где ее место в структуре Я-концепции? Является ли она частью Я-образа или она - отдельно существующий феномен? Может ли она действительно быть низкой или высокой?

Эти вопросы продолжают оставаться актуальными в том числе и потому, что попытки понятийного разведения рассматриваемых здесь внутрипсихических конструктов часто носят преимущественно теоретический характер и не предполагают прямой возможности практического применения в психологическом консультировании.

В связи с вышесказанным нам стало интересно более глубоко изучить эти феномены на основе целенаправленной работы с Я-образом. Особый интерес с точки зрения методологии для нас представляет метод, разработанный доктором психологических наук, профессором П.М.Пискаревым (Институт психологии творчества) в 2014 году. За это время Нейрографика зарекомендовала себя как эффективный инструмент для самостоятельной работы с психо-эмоциональным состоянием.

В 2019 году кандидатом психологических наук Л.В.Ревякиной была создана авторская модификация метода, которая получила название Нейрографика лица. В экспериментальной апробации данной методики были замечены не только внешние визуальные изменения лица у участниц курса, но и происходили глубокие внутренние трансформации, связанные с самовосприятием, самооценкой и общим психологическим качеством жизни. Эти данные дали нам основание предположить, что используя Нейрографику лица мы сможем глубже и лучше понять механизмы появления и развития описываемых в настоящей статье внутрипсихических конструктов. Мы инициировали и в настоящее время продолжаем исследование в рамках докторской диссертации Л.В.Ревякиной.

В нашей исследовательской работе мы последовательно двигались в изучении Я-образа у женщин, применяющих Нейрографику лица. В течение 2 месяцев участницы исследования регулярно работают с самовосприятием с помощью разработанной нами методики.

Мы предполагали, что лицо, благодаря доступной визуализации, является самым информативным носителем Я-образа. Лицо в современном мире - уже не просто часть тела, оно - элемент социальной коммуникации, поэтому мы могли исследовать Я-образы в довольно широком репертуаре. Оказалось, что при взаимодействии с лицом действительно происходит активация Я-образов со сложными самооценками.

На наш взгляд, Я-образ - это то, что можно назвать представлением о себе и чувствованием себя. То есть, мы можем говорить о рациональном и эмоциональном компоненте Я-образа. У нас возникло предположение о том, что Я-образ - это не одна единица, а множество единиц. Иными словами, человек обладает множеством разнообразных Я-образов, которые существуют в его психической жизни одномоментно. Один из ярких примеров такого множества - Я-образ матери. На примере многодетной матери нам удалось предположить, что сам Я-образ матери многокомпонентен и состоит из нескольких Я-образов (как минимум, по одному на каждого ребёнка). То есть «мама Васи» и «мама Пети» - это одна и та же мама, но образ «Я - мама Васи» может сильно отличаться от образа «Я - мама Пети».

Дальнейшие размышления в этом направлении навели нас на мысль, что Я-концепция является «хранилищем» всех Я-образов человека (как актуальных, так и архивных). Наше предположение состоит в том, что первичный Я-образ возникает на самых ранних этапах онтогенеза человека и впоследствии наполняется все новыми и новыми представлениями о себе, создавая и усложняя Я-концепцию.

Мы получили основания предположить первичность Я-образа по отношению к Я-концепции, которая является конгломератом Я-образов. Соответственно, мы предполагаем интегративность Я-концепции как таковой. И эти положения позволяют нам понимать и предполагать возможности практической работы с Я-концепцией человека, возможности ее осознанного формирования и конструирования. На наш взгляд, это может происходить через влияние на Я-образы. Таким образом, меняя самовосприятие человека, мы оказываем точечное воздействие на всю Я-концепцию человека.

В связи с этими выводами и предположениями, у нас закономерно возник вопрос о роли и месте самооценки. Стало понятно, что самооценка и Я-образ взаимосвязаны, но не тождественны друг другу. В дальнейших теоретических разработках нам помогла теория парадигмального анализа, активно развивающаяся сейчас под руководством профессора П.М.Пискарева в Институте психологии творчества.

Согласно этой теории, любой феномен проходит 4 стадии развития, которые в широком смысле можно описать как зарождение, становление, вызревание и реализацию.

Мы полагаем, что Я-образ имеет подобные стадии развития, которые можно обозначить как: самонаблюдение, наблюдение за другими, самооценка, самопринятие. На первичном этапе онтогенеза ребёнок иметь возможность самонаблюдения. Ему доступны только его ощущения, которые интерпретируется его системой выживания как благоприятные или неблагоприятные. По мере роста ребёнок замечает окружающих. Он замечает, что они реагируют на него и он учится управлять окружающими с помощью своих сигналов - это этап «наблюдения за другими». По мере дальнейшего роста и развития актуализируется третий этап - этап самооценки. Опыт предыдущих 2 этапов даёт основания для оценивания себя. Эта самооценка носит динамический характер, потому что происходит постоянная смена «точек отсчёта» или критериев отсчёта. И, наконец, 4 этап - этап самопринятия. Думается, что с переходом на этот этап самооценка перестает быть актуальной, этап самооценки завершается. Личности, находящиеся на этапе самопринятия, - зрелые и целостные, гармоничные, состоявшиеся, свободные (иногда они воспринимаются другими людьми как признанные эксперты, наставники или гуру).

Описание данных этапов носит здесь гипертрофированный (и упрощенный) характер. В практическом смысле мы видим, что множество Я-образов, которые существуют у личности, может быть неоднородным: отдельные Я-образы могут находиться на разных этапах развития одномоментно. То есть, один Я-образ может находиться на стадии самонаблюдения, другой - на стадии самооценки, третий - на стадии самопринятия, четвёртый - опять на стадии самооценки, а пятый - на стадии наблюдения за другими. Это происходит потому, что разные Я-образы возникают в разные возрастные периоды и развиваются со своей скоростью. И это даёт нам основание предполагать, что человек одномоментно переживает не одну, а несколько самооценок, которые могут носить диаметрально противоположный характер. Так, например, субъект может иметь высокую самооценку в сфере профессионального развития, но низкую - в сфере личных отношений.

Таким образом, мы предполагаем и ищем аргументы в пользу нового взгляда на самооценку как на этап развития Я-образа, а не как на постоянную характеристику личности.

Трансформационные процессы, в которые вовлекаются клиенты во время психологического и коучингового консультирования, и которые необходимы для реализации большинства их запросов, требуют перепросмотра собственного отношения к себе. Именно этот перепросмотр и создание нового образа себя раскрывает скрытые ранее резервы психики и позволяет выйти на новый уровень психической и социальной жизнедеятельности.

В практической части нашей работы, направленной на изучение возможностей влияния на динамику Я-образа, мы приходим к выводу, что создание нового Я-образа искусственным путём довольно проблематичная (и вряд ли выполнимая, в силу того, что Я-образ, как правило, формируется естественно) задача. А вот развитие существующего Я-образа, а также создание возможностей благоприятного прохождения через его естественные фазы развития, - вполне может оказаться под силу психологу, консультанту или практическому коучу.

Сложность консультативной и коучинговой работы с Я-образом заключается в том, что попытки влиять на Я-образ поднимают у клиента серьезное сопротивление, и, как мы знаем из собственной практики, актуализирует лояльность человека своим собственным представления о себе (даже, если он оценивает их как неблагоприятные). Например, человеку с лишним весом может быть сложно похудеть не только в силу объективных физиологических причин, но и потому, что он привык или лоялен к своему Я-образу человека с лишним весом. Мы делаем вывод, что Я-образ - устойчивый конструкт, инертный. Каждый этап его развития требует адаптации к новому состоянию. Этап самооценки может занять большую часть сознательной жизни человека. Возможно, пресловутый «кризис середины жизни» является результатом того, что критическая часть Я-образов человека вошла в фазу самооценки.

Таким образом, Я-концепция состоит из множества Я-образов. Это могут быть Я-образы от разных времен, от разных этапов жизни индивида, и на разной фазе своего развития (развития Я-образа). Мы считаем, что Я-образ проходит четыре стадии развития, где самооценка - это не статичный феномен, а этап развития Я-образа. На четвертой, завершающей фазе происходит принятие себя, Я-образ достигает своего пикового развития.

Мы полагаем, что Я-образы могут определяться сферами жизни личности и ее социальными ролями: Я-родитель, Я-женщина, Я-мужчина, Я-профессионал и т.д.

В рамках развития Я-концепции мы работаем с отдельными Я-образами. Мы можем оценить, на какой фазе развития находится тот или иной Я-образ, и помочь человеку вывести свой Я-образ, при необходимости, на следующий этап. Наиболее проблематичным и болезненным, по нашему мнению, является этап самооценки. Именно поэтому становится актуальным поиск и внедрение методов помощи в переходе Я-образа на этап самопринятия. Нейрографика лица имеет перспективу стать таким инструментом.



Список литературы:

1. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание (Self-concept development and education: пер. с англ.) / – Москва: Прогресс, 1986. – 420 с.

2. Блохина Т.С. Соотношение понятий «Я-концепция» и «образ я» // Акмеология. - 2017. - №3. - С. 23-28.

3. Джеймс У. Психология / Под ред. Л. А. Петровской. — М.: Педагогика, 1991.—368 с.

4. Пискарев П.М. Метамодерн: счастье в квадрате. М.:Эксмо, 2020. - 304 с.

5. Пискарев П.М. Нейрографика: алгоритм снятия ограничений. М.:Эксмо, 2020. - 224 с.

6. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. - 416 с.

7. Роджерс К. Клиентоцентрированный/человекоцентрированный подход в психотерапии // Консультативная психология и психотерапия. - 2002. - Том 10. - № 1. - С. 54–69.

8. Rogers C.R. A theory of therapy, personality and interpersonal relationships as developed in the client-centered framework // Koch S. (ed.) Psychology: A study of a science. - V.3. Formulations of the person and the social context. - N.Y., 1959. - p.184-256.

9. Rogers C.R. On becoming a person. - Boston, 1961. - 422 p.

10. Rogers C.R. Client-centered psychotherapy // Kaplan H.I., Sadock B.J., Freedman A.M. (eds.) Textbook of psychiatry. V.3. Baltimore, 1980, p.2153-2186.